2025 год

10 марта 2025 года

От гражданки поступило обращение по вопросу необходимости предоставления копий договоров, связанных со сделками недвижимости между гражданкой и других участников сделки, для формирования справки о доходах супруга.

Ответ:

Кадровая служба является оператором (уполномоченными лицами) по обработке персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149 –ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Персональные данные – это любая информация, относящееся прямо или косвенно к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных).

Специально уполномоченные лица работодателя - это сотрудники, которым нужны персональные данные других работников, а также членов их семьи, в связи с выполнением трудовых обязанностей, например для ведения кадрового или налогового учёта, работы с документами, содержащими персональные данные.

В случае необходимости, если это предусмотрено ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», кадровая служба имеет право запросить договор купли-продажи в рамках осуществления контроля за расходами государственного служащего.

При необходимости разъяснений нормативно-правовых актов, а также их применение, в отношении Вашего супруга, общайтесь по месту его службы.

31 марта 2025 года

От гражданина поступило обращение по вопросу возможного принятия на баланс ООО КБ «ЭРГОБАНК» с целью последующей реализации на электронных торгах детекторов паров и взрывчатых веществ МО-2М, в составе которых имеются закрытые радионуклидные источники 5 категории радиационной опасности.

Ответ:

Для принятия указанного имущества на баланс, ООО КБ «ЭРГОБАНК» необходимо зарегистрироваться в соответствии с «Правилами регистрации организаций осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1184 (далее – Правила). Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (см. п. 6 Правил).

Для регистрации организации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) представляется уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - уведомление). Уведомление составляется организацией по форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, до начала фактического осуществления этой деятельности.

При проведении процедуры регистрации будет организована выездная проверка готовности Вашей организации к эксплуатации радиационных источников, в том числе:

назначение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, радиационную безопасность, радиационный контроль, учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РВ и РАО) и их физическую защиту;

условия хранения РВ и РАО, обеспечение их сохранности;

наличие разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;

наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий эксплуатации источников ионизирующего излучения санитарным правилам и нормативам.

По результатам проверки будет принято решение о регистрации/отказе в регистрации Вашей организации.

Получить подробную консультацию по процедуре регистрации Вы можете в Центральном межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью: г. Москва, ул. Кошкина, д. 4, тел.: +7(499) 324-3315.

При реализации радиационных источников следует исходить из ограничений, приведенных в части 4 статьи 5 «Федерального закона об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ: юридические лица могут совершать сделки с объектами применения данного закона при наличии разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

24 апреля 2025 года

От гражданки поступило обращение по вопросу предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по продлению срока действия выданных разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Ответ:

В соответствии с пунктом 85 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическомуи атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 декабря 2018 г. № 623 (Административный регламент) заявление о продлении срока действия выданного разрешения с комплектом документов подается заявителем не позднее 40 календарных дней до даты истечения срока его действия на имя руководителя МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора.

При отсутствии оснований для отказа в продлении срока действия разрешения, предусмотренных пунктом 41 Административного регламента, бланк разрешения с установленными условиями его действия оформляется в течение 10 рабочих дней со дня утверждения положительного решения о продлении срока действия разрешения. Проверка теоретических знаний заявителя при этом не назначается.

При подготовке документов следует обратить внимание:

1. Сопроводительное письмо, заявление, оформленное по форме приложения 1 к Административному регламенту, и комплект документов, перечень которых изложен в пункте 32 Административного регламента, должны быть предоставлены отдельно на каждый вид деятельности, требующий получения разрешения в соответствии с занимаемой (замещаемой должностью). Заявителем допускается предоставление одного заявления на занимаемую и замещаемую должности, в случае если обязанности выполняются по одному виду деятельности. 

2. С 1 января 2021 г. отменено постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. № 233 «О перечне медицинских противопоказаний и перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии» и вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 749н «Об утверждении требований к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии, порядка их проведения, перечня медицинских противопоказаний для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии и перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются данные противопоказания, а также формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии».

На основании вышеизложенного в комплекте документов для получения разрешения необходимо представлять оригинал медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии, оформленный по форме утвержденной приказом Минздрава России от 28 июля 2020 г. № 749н.

3. С целью оптимизации сроков предоставления государственной услуги для организаций, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, предлагается следующая процедура:

3.1. В адрес руководителя управления М.М. Зубаирова (г. Новосибирск) предоставляются оригиналы заявлений с сопроводительными письмами;

3.2. В адрес заместителя руководителя управления Н.А. Комковой (г. Хабаровск) предоставляется полный комплект документов с заявлением и сопроводительным письмом.

5 мая 2025 года

От гражданина поступило обращение по вопросу: какие требования предъявляются к технологиям и принципам работы на термоядерных реакторах и установках, а также какие разрешительные документы требуются для проведения работ на таких установках? 

Ответ:

В рамках национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии» «Курчатовский институт» и Госкорпорация «Росатом» прорабатывают проекты гибридного реактора, который сочетает в себе принципы ядерной и термоядерной энергетики.

Одной из сложнейших задач является создание энергетического реактора на основе управляемого термоядерного синтеза. Ученые из разных стран стремятся первыми овладеть этой технологией. При МАГАТЭ реализуется международный проект ИТЕР, в котором объединены усилия нескольких стран, в том числе России.

Такие установки могут не содержать ядерные материалы, но при этом генерировать ионизирующее излучение с высокой интенсивностью. Сегодня в отношении таких установок установлены только требования по радиационной защите персонала. Однако в настоящее время разрабатываются и вводятся в эксплуатацию исследовательские комплексы, предназначенные для отработки технологий промышленного получения энергии за счет ядерной реакции синтеза легких ядер и являющиеся прототипами установок будущих термоядерных электростанций.

На заседании Правительства Российской Федерации 6 февраля 2025 года одобрен разработанный Ростехнадзором проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» по вопросам безопасности термоядерных реакторов и установок.

Государственная Дума 2 апреля 2025 года приняла в первом чтении разработанный Ростехнадзором проект федерального закона № 835243-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (в части регулирования безопасности термоядерных реакторов и установок).

Законопроект распространяет определенные Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, на проектируемые и действующие термоядерные установки.

Термоядерные реакторы и установки, содержащие ядерные материалы или генерирующие ионизирующее излучение с высокой интенсивностью, будут отнесены к категории ядерных установок. Безопасность иных термоядерных установок будет обеспечиваться применением требований, аналогичных требованиям к радиационным источникам.

С целью предотвращения возможного радиационного воздействия на население и окружающую среду необходимо установление дополнительных требований к технологиям и принципам работы таких установок.

5 мая 2025 года

От гражданки поступило обращение по вопросу: какие объекты строятся в Сибири по хранению/захоронению радиоактивных отходов? Как межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора контролирует эти вопросы?

Ответ:

В настоящее время филиалом «Северский» ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» проводится строительство хранилища твердых  радиоактивных отходов в г. Северск, Томской области.

В соответствии с  проектом, долговременная безопасность объекта филиала «Северский» ФГУП «НО РАО» (Томская область) будет обеспечена многоуровневой системой инженерных барьеров, включающей: саму упаковку радиоактивных отходов; буферный материал для заполнения пустот между упаковками; стены модуля захоронения из высокопрочного бетона; а также наружный защитный «глиняный замок» по периметру хранилища.

Основными полномочиями, возложенными на Управление Положением о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2016 года № 242, является осуществление контроля и надзора:

за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

за ядерной, радиационной, технической безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов,  за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

за соблюдением требований законодательства в области обращения с радиоактивными отходами; 

за соблюдением требований технических регламентов;

за соблюдением требований антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения.

На ФГУП «НО РАО» по этим направлениям проводятся проверки в соответствии с установленной формой.

По результатам проверок оформляются предписания об устранении выявленных нарушений.

Нарушений, повлекших отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, которые могут являться основанием для приостановки деятельности, согласно части 2 статьи 9.4  КоАП РФ, не установлено.

Все выявленные при проведении проверок нарушения, недостатки и отклонения от требований безопасности фиксируются инспекторами в предписаниях и находятся на контроле.