2014 год

15 сентября 2014 года

Руководителем управления проведен личный прием четырех граждан, обратившихся к Владимиру Владимировичу Путину, в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Граждане обратился с заявлениями следующего содержания:

1). «В последнее время во многих государствах мира, в том числе и в России уделяется пристальное внимание экологическим вопросам, в частности вопросам безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Вот уже 3 года как принят Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2011г. №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами».

В связи с этим возникли ВОПРОСЫ:

- Что сделано в России по реализации вышеупомянутого ФЗ и какова роль в этом надзорных органов, в частности МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока?

- Выявлены ли надзорными органам нарушения (какие) организаций в вопросах обращения с радиоактивными отходами?

- Какие меры воздействия приняты МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока к нарушителям?»

Ответ:

«В 2011 году был принят один из ключевых для атомной отрасли законов – Федеральный закон «Об обращении с РАО и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 №190-ФЗ (ссылка), который предусматривает обязательное захоронение всего объема накопленных и производимых в стране РАО посредством создания единой государственной системы (ЕГС) обращения с РАО и создания национального оператора по обращению с РАО.

Ратификация Российской Федерацией Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (далее – Объединенная конвенция) и необходимость скорейшей имплементации в национальное законодательство положений указанной Конвенции (вступила в силу для России 19.04.2006) дали импульс к принятию закона.

Большое количество накопленных РАО, недостаточность технических средств и надежных хранилищ для безопасного хранения и захоронения этих отходов повышают риск возникновения радиационных аварий и создают реальную угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения персонала и населения.

Создание законодательных предпосылок для решения проблемы накопленных РАО и недопущения их появления в будущем также является одной из основных целей рассматриваемого Закона».

2). «В связи с принятым решением Правительства Российской Федерации об ускоренном экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока возник вопрос:

Каковы перспективы развития атомной энергетики Сибири и Дальнего Востока?».

Ответ:

«В этой связи, интересно отметить, что в России 9 атомных электростанций (29 энергоблоков) в общем объёме производства электроэнергии они обеспечивают примерно 11 – 12 % в том числе:

· в Центральной Европейской части – 25 %;

· на Северо–Западе (г. С. — Петербург) – 65 %;

· в Сибири и на Дальнем Востоке – 1 %.

Поэтому для Сибири и Дальнего Востока, где отмечается большой дефицит электроэнергии и тепла, ядерная энергетика – единственный выход в создавшейся ситуации. В этом сегодня, когда ослабла напряжённость, сложившаяся после Чернобыльского взрыва и нештатной ситуации в г. Северске, никто не сомневается.

Стало ясно, что для таких регионов, удалённых от традиционных источников сырья и вынужденных затрачивать баснословные суммы на транспортировки миллионов тонн угля, нефти, ядерная энергетика – энергетика будущего.

Противники ядерной энергетики в в названных регионах в качестве основного негативного аргумента выдвигают потенциальную опасность радиоактивного загрязнения больших территорий вокруг Сибирского Химического Комбината.

Действительно, любой ЯТЦ – объект всегда представляет потенциальную радиационную опасность. Однако постоянный жёсткий радиационный контроль, осуществляемый специальными службами СХК, а также высокая культура производства и систематическое совершенствование технологии привели к тому, что радиационная обстановка характеризуется на уровне 8 – 11 мкР/час. Даже в населённых пунктах Наумовка, Георгиевка радиационная обстановка в 2004 году была на уровне естественного фона и составляет 6 – 15 мкР/час.

Разведанные запасы природного урана при широком применении технологии быстрых реакторов с замкнутым топливным циклом, в практическом использовании которых Россия обладает уникальным опытом, а также при использовании уран-плутониевого топлива в тепловых реакторах обеспечивают на несколько столетий поддержание ресурсного потенциала по обеспечению АЭС топливом.

Отмеченные обстоятельства являются фундаментом разработанной Минатомом "Стратегии развития атомной энергетики России", которая предусматривает увеличение общей установленной электрической мощности АЭС с 21,2 ГВт в 2000 году до 30 ГВт в 2010 году, до 50 ГВт в 2020 году и доведение мощностей АЭС до 60 ГВт к 2030 году. При этом доля атомной энергетики в производстве электричества возрастет до 33%.

Удаленность районов потребления энергоресурсов от магистральных путей сообщения, локализация потребления мощности энергоисточников, неравномерное территориальное распределение энергоресурсов определяют тот факт, что в настоящее время экономической ситуацией этих регионов востребовано строительство атомных теплоэлектростанций малой мощности (АТЭС ММ). АТЭС ММ практически не воздействуют на окружающую среду, полностью исключают громадные транспортные потоки с топливом, улучшают социально-экономическую ситуацию регионов и повышают его технологический уровень.

Еще одним из положительных факторов развития атомной энергетики станет развитие отечественного машиностроительного комплекса и фундаментальной науки.

Использование технологий малой атомной энергетики насчитывает опыт безопасной, надежной и эффективной работы равной времени существования атомной энергетики.

Первая в мире АЭС – Обнинская, была АЭС малой мощности – 5 Мвт (э), безаварийно проработала почти 50 лет.

Основными направлениями увеличения производства природного урана на период до 2030 года являются:

- развитие действующих и строящихся предприятий – «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (Забайкальский край), «Далур» (Курганская область), «Хиагда» (Республика Бурятия);

- строительство новых уранодобывающих предприятий - Эльконского горно-металлургического комбината (Республика Саха (Якутия), уранодобывающей компании «Горное» и Орловского горно-химического комбината (Забайкальский край);

- проведение значительного объема геолого-разведочных работ, оценка резервных и вновь выявляемых урановых месторождений для ввода их в эксплуатацию на втором и третьем этапах реализации стратегии развития сырьевой базы топливно-энергетического комплекса».

3). «В связи с событиями, происходящими в настоящее время на Украине, Сирии и т.д. возник вопрос:

Какие и сколько ядерных объектов находятся под надзором Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора и как обстоят дела с защитой этих объектов, можно ли спать спокойно?».

Ответ:

«Под надзором Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора (МТУ по надзору ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора) находятся 9 ядерных объектов, на площадках которых находятся ядерные и специальные неядерные материалы, радиоактивные вещества, радиационные источники, радиоактивные отходы, отработавшее ядерное топливо. Конкретно по предприятиям:

ОАО «Новосибирский завод химических концентратов», ОАО «Сибирский химический комбинат», г. Северск, Томской обл., ФГУП «Горно-химический комбинат» г. Железногорск, Красноярского края, ОАО «Производственное объединение «Электрохимический завод» г. Зеленогорск, Красноярского края, ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат» г. Ангарск, Иркутской обл., ОАО «Международный центр по обогащению урана», г. Ангарск, Иркутской обл., ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» г. Краснокаменск, Читинской обл., ОАО «Хиагда» п. Багдарин, Бурятия, эксплуатируется исследовательский ядерный реактор ИРТ-Т в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский «Томский политехнический университет» г. Томск.

Проверки показали, что системы физической защиты всех ядерных объектов удовлетворяют обязательным требованиям нормативных актов, «Правил ФЗ ЯМ» и ведомственных нормативных актов.

Системы физической защиты на ядерных объектах постоянно совершенствуются, модернизируются. Существенной модернизации были подвергнуты технические средства физической защиты на периметрах защищенных зон всех вышеперечисленных ядерных объектах, средства контроля и управления доступом в охраняемые зоны, средства оптико-электронного наблюдения и средства радиосвязи.

Охрану ядерных объектов осуществляют подразделения Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России и подразделения ведомственной охраны ФГУП «Атом-охрана».

Несанкционированных действий на ядерных объектах на сегодняшний день в поднадзорных организациях не выявлено».

4). «Нам всем хорошо известны события, происходящие в настоящее время на Украине. В связи с этим возник вопрос:

Каково состояние безопасности объектов атомной энергетики на Украине? Ведь нам не безразлично их состояние – мы же соседи».

Ответ:

«Сложившаяся на Украине политическая ситуация угрожает безопасности ядерных объектов страны. То, что происходит - это предельно опасно. Ни один из атомных объектов Украины, включая 30-километровую чернобыльскую зону, где находятся почти 800 могильников, пока гарантированно не защищен от попыток сторонников «новой киевской власти», а также возможности шантажировать Украину и сопредельные государства взрывами таких «грязных» бомб.

Значительная опасность возникла в январе и сентябре этого года после захвата здания министерства энергетики Украины. Неконтролируемые действия не совсем адекватных людей, поддерживаемых «новой киевской властью» вблизи щитов управления энергосистемой Украины привели бы к сотням аварий в энергосетях, на электростанциях, в том числе на четырех действующих атомных электростанциях. То есть, никто не застрахован в нынешней Украине, что подобного не произойдет на других атомных объектах, не произойдет в Чернобыльской зоне.

Должна быть обеспечена нормальная работа атомных станций. Нельзя, чтобы сумасшедшие или не сумасшедшие нарушали технологические процессы работы атомных станций.

Попыткой «свалить с больной головы на здоровую» называют в МИД РФ заявления украинских представителей о том, что Россия якобы угрожает безопасности ядерным объектам на Украине. Россия продолжает в полном объеме выполнять все свои обязательства перед Украиной. Обязательства выполняются и по поставкам ядерного топлива, и по приему на переработку облученного ядерного топлива, помогая тем самым поддержанию ядерной безопасности на Украине».

06.11.2014

Енисейским управлением Ростехнадзора перенаправлено обращение жителя города Зеленогорска Красноярского края с вопросом:

Во вторник 21 октября 2014 г. 300 работников ООО «ЕСЦ» (Единый сервисный центр) г. Зеленогорска красноярского края, организация обслуживающая ОАО ПО ЭХЗ, получила уведомления о сокращении. Последним рабочим днем этих людей может стать 312 декабря этого года. Они работают на ядерно-опасном объекте, где в первую очередь перед началом работы проверяется психо-физиологическое состояние людей. 1 октября 2014 г. закончился договор между ЭХЗ и ЕСЦ на техническое обслуживание и ремонт. На каком основании сейчас трудятся люди, неизвестно, кто им будет оплачивать труд с 1 октября, неизвестно. ЭХЗ является ядерно-опасным объектом и все проводимые работы сторонними организациями, кроме ликвидации аварийных ситуаций, должны выполнятся по договору, которому предшествуют процедуры выставления на торги работ по обслуживанию оборудования. В течении этого года, да и в прощлом году некоторые организации аутсорсеры также работали на ЭХЗ без договора. На ЭХЗ, в связи со сложившимися обстоятельствами, это уже стало нормой. Думаю, в связи с тем что ЭХЗ является ядерно-опасным объектом, Вашей организации необходимо (может совместно с прокуратурой) навести порядок на этом производстве в плане технической эксплуатации, а также в плане психо-эмционального состояния людей обслуживающих это производство.

Ответ:

Открытое акционерное общество «Производственное объединение Электрохимический завод» является эксплуатирующей организацией и в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» 170-ФЗ от 21.11.1995 несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

ООО «Единый сервисный центр» (ООО «ЕСЦ») имеет лицензию регистрационный номер № СО-03-115-1900 от 17 декабря 2012 года на осуществление деятельности при эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации, выданную Межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора. Срок действия лицензии до 17 декабря 2015 года.

В соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии», 170-ФЗ от 21.11.1995 года, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг в течение всего проектного срока службы ядерной установки.

Проверка психофизиологического состояния специалистов ООО «ЕСЦ» не проводится, поскольку не требуется получения разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работниками общества работ в области использования атомной энергии.

Разделяя Вашу озабоченность состоянием морально-психологического климата в коллективе Общества с ограниченной ответственностью «Единый Сервисный Центр», сообщаю, что в рамках осуществления постоянного надзора, управлением регулярно проводятся проверки исполнения мероприятий, предусмотренных инструкциями и стандартами предприятия по техническому обслуживанию и выполнению ремонта оборудования ядерной установки. Нарушений установленного порядка выполнения работ и требований федеральных норм и правил не выявлено.

В компетенцию надзорной деятельности управления не входят проверки исполнения трудового законодательства и связанных с ним вопросов, а также вопросы договорных взаимоотношений между эксплуатирующей организацией и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям.

07.11.2014

Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю 07.11.2014 и 20.11.2014 перенаправлены обращения жителей Красноярского края с вопросом:

О планируемом госкорпорацией «Росатом» строительстве пункта глубинного захоронения высокоактивных долгоживущих радиоактивных отходов (ПЗРО, могильник РАО) вблизи г. Железногорска и его промышленных объектов, в нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Ответ:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 306 утверждены «Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, ее согласованием и утверждением.

Решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство Российской Федерации. Утвержденные или одобренные Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы являются одной из форм принятия решений о размещении и сооружении объектов.

Сооружение первоочередных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО) на промышленной площадке Федерального государственного унитарного предприятия «Горно-химический комбинат» (Красноярский край, Нижне-Канский массив) предусмотрено Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2007 № 444.

При выборе площадки размещения пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в соответствии с требованиями действующих нормативных документов исследованы характерные для района предполагаемого размещения явления, процессы и факторы природного и техногенного происхождения, которые влияют на безопасность ПЗРО.

За период 2009-2012 гг. были выполнены поисково-оценочные работы для определения пригодности участка недр по использованию их для окончательной изоляции РАО.

Работы по сооружению объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов, включая подземную исследовательскую лабораторию, не начинались.

Требованием п. 3.1.3. Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности» (НП-055-04), установлено, что «…Площадка пригодна для размещения ПЗРО, если имеется возможность обеспечения безопасного захоронения РАО с учетом природных явлений, процессов и факторов природного и техногенного происхождения…». Влияние процессов и факторов природного и техногенного происхождения, в том числе, требование п. 3.1.1. НП-055-04, учтено в проекте объекта и обосновании его безопасности, которые в настоящее время разрабатываются проектной организацией в отношении подземной исследовательской лаборатории, и будет подвергнуто государственной экспертизе.

При проектировании указанного объекта использования атомной энергии разрабатывается также проект его санитарно-защитной зоны (В соответствии определением, приведенным в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ, «санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль»). Санитарно-защитная зона ПЗРО находится за пределами санитарно-защитной зоны ядерно- и радиационно-опасных объектов Горно-химического комбината, чем подтверждается отсутствие их взаимного влияния.

13.11.2014

Начальником МКУ «Территориальный центр управления кризисными ситуациями» перенаправлено обращение жителей г. Петропавловск-Комчатский: об обнаружении безхозных источников ионизирующего излучения и вопросах по их захоронению.

Ответ:

С целью оценки возможного негативного воздействия вышеуказанных источников на население и окружающую среду, а также установления их изготовителя и законного владельца, Управлением было проведено служебное расследование.

В результате расследования установлено:

- обнаруженные источники относятся к закрытым радионуклидным источникам бета-излучения (далее – ЗРнИ), типа 4-СО-215, предположительно от радиометра КДГ-1 с радионуклидом Стронций-90+Итрий-90, заводские номера №№ 10668, 10665, 5879, 4345, 16675, 17344, 8541, с расчетной активностью от 0,83х 105 до 0.97х105Бк. Установить дату изготовления источников не представляется возможным, ввиду отсутствия паспортов на данные изделия. Вместе с тем, по имеющимся сведениям, последние источники данного типа поступили в Камчатскую область не позднее 1993 года. Назначенный срок службы аналогичных ЗРнИ типа 4-СО-215 составляет 10 лет. Таким образом, можно утверждать об истечении назначенного изготовителем срока службы данных ЗРнИ;

- исходя из имеющихся данных, согласно Методике категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности (РБ-042-07), ЗРнИ относятся к 5-ой категории по потенциальной радиационной опасности – «опасность для человека очень маловероятна». Данная категория, согласно нормам МАГАТЭ по безопасности, является минимальной и означает, что при оценке опасности облучения человека при нахождении вблизи отдельного источника – «никому не может быть причинен невозместимый вред таким источником», а при исследовании опасности облучения в случае диспергирования радиоактивного вещества источника в результате пожара, взрыва и других воздействий – «такое количество радиоактивного вещества никому не может причинить невозместимый вред при диспергировании».

Вместе с тем, даже наименее опасные источники 5-ой категории могут привести к облучению человека свыше установленных пределов доз, при отсутствии надлежащих мер по обеспечению их безопасности и сохранности, поэтому они должны находиться под регулирующим контролем.

Исходя из вышесказанного, обнаруженные источники должны быть, отнесены к ЗРнИ с истекшим назначенным сроком службы и сданы в специализированную организацию на захоронение. Исключительное право на осуществление такого вида деятельности имеют организации, обладающие соответствующей лицензией Ростехнадзора. Также сообщаю Вам, что временное хранение радиационных источников является отдельным видами деятельности в области использования атомной энергии и подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4.2.5 раздела II Положения об Управлении, утвержденного приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 № 355, Управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за соблюдением в пределах компетенции Ростехнадзора требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами.

В настоящий момент, в Камчатском крае, деятельность по обращению с радиоактивными веществами при их транспортировании с правом перевозки радиационных упаковок (транспортные упаковочные комплекты) транспортной категории, включая III-ЖЕЛТАЯ на условиях исключительного использования, может осуществляться ООО «ГФЭ» (г. Елизово, ул. Геофизическая, 11 «б», тел/факс (41531) 7-35-06), имеющей лицензию Ростехнадзора.

Таким образом, данные ЗРнИ подлежат сдаче на захоронение в одно из подразделений ФГУП «РосРАО» или переданы на временное хранение (до их сдачи на захоронение) в одну из организаций, имеющую лицензию Ростехнадзора на этот вид деятельности.

02.12.2014

Прокуратурой Центрального района города Красноярска перенаправлено обращение гражданки г. Красноярска с жалобой о периодически возникающем в своей квартире ионизирующего излучения от неустановленного прибора, размещенного в соседней квартире и просит принять меры по выяснению типа прибора.

Ответ:

Вопросы, касающиеся дозовых нагрузок для населения, входят в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора). В Красноярском крае – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Для выяснения истины Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю располагает аккредитованной в установленном порядке аппаратурной базой для измерений – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», куда Вам следует обратиться.